Центральная диспетчерская служба отметила свое 10-летие

Городским общественным транспортом ежедневно пользуются около 680 тыс. красноярцев. Но пассажиры редко задумываются над тем, кто «дирижирует» транспортной системой, — отправляет в рейсы автобусы, троллейбусы, трамваи, следит за тем, чтобы соблюдалось расписание, а в случае непредвиденных ситуаций — оперативно корректирует движение маршрутов.

За организацию движения общественного транспорта отвечают сотрудники центральной диспетчерской службы МКУ «Красноярскгортранс», которая в этом году отметила 10-летний юбилей.

Центральная диспетчерская служба работает в Красноярске с 2008 года в круглосуточном режиме. В каждую смену выходит в среднем 14 специалистов. Ведущий диспетчер находится на рабочем месте 24 часа, диспетчеры 1-й и 2-й категории, непосредственно занимающиеся управлением и сопровождением городского пассажирского транспорта, работают по 16 часов с регламентированными перерывами для приема пищи и отдыха. За каждым диспетчером закреплено 5-6 маршрутов – это около 70 единиц подвижного состава.

Диспетчеры работают в единой автоматизированной системе управления городским пассажирским транспортом, данные в которую передаются благодаря установленному в транспортных средствах оборудованию ГЛОНАСС/GPS. Система дает большие преимущества в решении сразу нескольких задач по рациональной организации перевозок. Во-первых, позволяет контролировать движение транспорта по маршруту и соблюдение расписания. Во-вторых, программа фиксирует превышение скоростного режима и передает информацию каждые 10 секунд. На сегодняшний день каждый городской автобус, троллейбус и трамвай оснащен навигационным терминалом, 10 лет назад водители даже и не знали, как работать с навигаторами.

«В каждом автобусе появились черные коробочки с цифрами. Машины-то перевозчики оборудовали, а вот экипажам инструкций не дали. Пытаюсь как-то связаться с водителем: Алло, водитель!? В ответ слышу испуганный голос: Ой, мамочки, эта коробка разговаривает!», - смеясь, вспоминает диспетчер с 10-летним стажем Ольга Вагузова.

Ежедневно сотрудникам диспетчерской ежедневно приходится решать множество задач по выравниванию движения — особенно в час пик, когда транспорт выходит из графика из-за пробок. Диспетчер буквально все может рассказать о любом рейсе и даже о характере водителя.

«Проблем в оперативной связи с водителями теперь нет. Но споры есть и сейчас – в основном из-за заторов. Например, ты просишь водителя обед по времени сократить, чтобы быстрее выйти в рейс и уменьшить интервал между автобусами. Некоторые идут навстречу и подстраиваются, другие спорят. С каждым работаешь персонально, индивидуально. В целом водители стали намного ответственнее относиться к соблюдению графиков. И диспетчеры предприятий также помогают выстроить единую систему работы», - говорит Ольга Анатольевна.

По словам руководителя МКУ «Красноярскгортранс» Константина Штукина, все необходимые программы для управления пассажирским транспортом были разработаны непосредственно силами сотрудников учреждения. Так, например, в 2013 году был внедрен портал информирования, позволяющий пассажирам отслеживать движение городского транспорта онлайн: https://mu-kgt.ru/informing/. Затем была добавлена функция составления маршрута. Также был разработан сервис «Мобильный помощник» для инвалидов по зрению, в голосовом режиме сообщающий пассажиру местонахождение нужного маршрута. Кроме того, у диспетчеров появилась возможность связи с водителем напрямую с компьютера. Эта функция особенно незаменима в сервисах для инвалидов. На компьютер диспетчеру поступает информация, что на определенной остановке автобус ожидает маломобильный пассажир. Через систему специалист отправляет водителю сообщение, чтобы он был готов оперативно откинуть аппарель и оказать помощь.

«В настоящее время в разработке новая программа «Диспетчерская ведомость», суть которой в том, что в одной программе можно отследить не только соблюдение графика и интервалов движения, но и соблюдение режима труда и отдыха экипажей. Ведь это напрямую влияет на качество оказываемой услуги», - добавляет Константин Штукин.

Добавим, что помимо регулирования движения общественного транспорта, специалисты центральной диспетчерской службы принимают все обращения и предложения жителей Красноярска по организации пассажирских перевозок. Так, например, за 9 месяцев текущего года диспетчеры ответили на 6500 звонков горожан.

Напомним, что актуальную информацию о движении пассажирского транспорта можно уточнить по телефону: 256-84-00 или на сайте: https://mu-kgt.ru/.